Сделать домашней|Добавить в избранное
 
 
» » Князь Святослав Игоревич Хоробрый
на правах рекламы

Князь Святослав Игоревич Хоробрый

Автор: Adminius от 12-10-2011, 21:12
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Князь Святослав Игоревич Хоробрый
Наша газета продолжает публикацию наиболее интересных работ школьников в рамках проекта «Моя малая Родина».

 

 Вопросы идеологии в начале XXI века обретают особую значимость. Особенно важны они в современной Украине, в условиях так называемого "идеологического вакуума", когда коммунистическая идеология утратила не только официальный статус, но и подавляющее большинство своих сторонников, а новая идеология, способная сплотить нацию в кризисной ситуации, до сих пор не разработана. Существует потребность в таком идеологическом проекте организации украинского общества, который в полной мере соответствовал бы задачам национально-государственного возрождения. Попытки сформулировать хотя бы основные принципы современной украинской идеологии, к сожалению, оказались безуспешными. Наиболее популярные украинские идеологии: запорожская вольница с императивом Богдана Зиновия Хмельницкого, Ивана Сирка, Петра Сагайдачного и украинский национализм с императивом лидеров ОУН-УПА Степаном  Бандерой, Евгением Коновальцем, Романом Шухевичем. Обе они сегодня не срабатывают из-за искусственной политической поляризации Запад – Восток и, соответственно,  агрессивного неприятия обеих политическими соперниками.

Возрождение славянских принципов воспитания молодого поколения, патриотизма, природопользования, уважение к отечественной истории, государственным символам, любовь и уважение  к национальным лидерам, – единственная альтернатива нынешней бездуховности.

В летописях был незаслуженно оболган и предан забвению в советский период князь Святослав Игоревич Хоробрый.

 Святослав - блестящий воин и политик. Он расширил пределы Киевской Руси, сокрушил Хазарский каганат, нанёс серьёзные поражения могучей Византии, поднял международный авторитет.

Украинский историк Михаил Грушевский образно назвал Святослава казаком на престоле. В возрасте 3 лет будущий князь потерял отца Игоря Старого, а в 4 года   принял участие в походе на древлян и даже метнул копьё в сторону врага. После этого имя князя Святослава исчезает из летописей почти на десять лет. Это и понятно — Ки­евской Русью безраздельно правила его мать, княги­ня Ольга. Князь же подрастал, денно и нощно постигая рат­ную княжескую науку под зорким присмотром свое­го воспитателя Асмуда и воеводы Свенельда. Святослава учили ратовать и повелевать. У него имелась своя личная дружина, которая набиралась князем-подростком из его свер­стников 12—15 лет. К 963 году, последнему году несовершеннолетия Святослава, князь уже превратился в хорошо подго­товленного воина, выученного повелевать Русской землею. Короткая жизнь Святослава дала не только силу и могущество Русской земле, но и вывела ее на ши­рокую дорогу мировой истории. Соседи стали при­знавать Русь как могучее государство.

 Первым его походом стал Хазарский. Он начался в 964 году. К тому времени в княжеском войске было много воинов-хрис­тиан. Остальные по­клонялись многочисленным славянским божествам. Язычником был и сам Святослав. Несмотря на угово­ры матери, крестившейся в 955 году, молодой князь не принимал христианства, не желая, чтоб над ним насмехались дружинники.

В результате разгрома Хазарского каганата Киевская Русь вернула независимость, освободилась от неподъёмной дани. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве Киевской Руси большей части восточнославянских племён.

Следующим этапом международной политики Святослава стало

завоевание Болгарского царства  (968—969 гг.) и война с Византией (970—971 гг.). Весной 970 г. Святослав в союзе с болгарами, печенегами и венграми напал на владения Византии во Фракии. Войско Святослава дошло до Аркадиополя (в 120 км от Константинополя), где и произошло генеральное сражение. Святослав вплотную подошёл к Царьграду, но отступил,  взяв большую дань, включая и на погибших воинов.

В апреле 971 г. император Иоанн I Цимисхий выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам. 23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. 21 июля произошло  генеральное сражение, в котором Святослав, по словам византийцев, получил тяжёлое ранение. Перед боем Святослав обратился к воинам со словами: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не принимают позора. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пой­ду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь».  Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав начал мирные переговоры. Условия русов Иоанн Цимисхий безоговорочно принял.

 Неоднозначную трактовку вызывает последний этап жизни Святослава - от заключения почётного мира с Византией под Доростолом до гибели на острове Хортица в марте 972 года. Хрестоматийная версия гибели Святослава известна всем. В то же время летописи крайне расходятся в деталях. Известный запорожский краевед Юрий Вилинов выдвинул гипотезу о гибели Святослава не на Хортице, а в ладье от печенежских стрел во время прохождения мимо скал Бабурки. Гипотеза о месте гибели Святослава у Чёрной скалы вообще не выдерживает критики, ибо это - литературный вымысел писателя Семёна Скляренко. Археологических свидетельств той битвы нет, кроме находки нескольких славянских мечей, поднятых со дна Днепра во время строительства Днепрогэса.

 

Князь Святослав Игоревич Хоробрый


Из работы Бориса Нилова, члена клуба «Белые Вороны», ученика  10-Б класса школы «Талант»  г. Днепрорудного Запорожской области (научный руководитель С.А. Решетов, президент клуба)

 

 

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
  1. ЦитатаОтветить
    • majster

    • 16 октября 2011 00:03
    • Группа: Жители
    • Регистрация: 7.11.2010
    • Статус: Пользователь offline
    • 106 комментариев
    • 0 публикаций
    ^
    Не вдасться, на мою думку, заповнити ідеологічний вакуум пошуком якихось нейтральних об’єднуючих постатей. Це цікаво, але вакуум не заповниться. Простіше не сперечатись про ідеології, а спробувати розібратись ХТО МИ, і тоді все саме стане на свої місця. Почати треба спочатку з простого і з того, що не викликає розбіжностей. Перше – ми українці. Якщо з визначення першого виникнуть проблеми, немає сенсу переходити до другого, або шукати щось нейтральне, ми підемо по кругу самообману.
  2. ЦитатаОтветить
    • Olwen

    • 16 октября 2011 15:57
    • Группа: Жители
    • Регистрация: 11.03.2011
    • Статус: Пользователь offline
    • 118 комментариев
    • 0 публикаций
    ^
    Уважаемый Мастер! Позвольте пространную цитату из статьи, написанной мною ранее:  

    Императив идеологии Московского царства, а в последующем Российской империи и СССР диктовал отношение к казачеству диаметрально противоположное. В советской идеологии исторического места казачеству не нашлось, а Войско Низовое Запорожское упоминалось лишь в контексте воссоединения Украины и России, при этом полностью игнорировался тот факт, что в 1654 году России как государства просто не существовало. Примером безрассудной политики коммунистического режима стала передача Крыма в состав Украины в честь 300-летнего юбилея одиозного «воссоединения», что заложило мощную политическую мину под взаимоотношения Украины и Российской Федерации в настоящее время. До сих пор трактовка образа запорожского казака иностранными историками и кинематографистами весьма неоднозначна. Анекдотичная экранизация «Тараса Бульбы» голливудскими кинематографистами и экранизация польским режиссёром Гофманом  псевдоисторического романа Генрика Сенкевича «Огнем и мечом» яркий пример данного тезиса. Не менее одиозна трактовка режиссёром Владимиром Бортко образа запорожского казака в российском фильме «Тарас Бульба». Если американцы и поляки трактуют казаков как кровожадных монстров, грабителей, алкоголиков и насильников, то у Бортко не менее сильно пьющие казаки говорят исключительно на литературном русском языке и в паузах между пьянками и резнёй поляков и жидов постоянно клянутся русской землёй на острове Хортица и в Каменец-Подольске. Безусловно, режиссёр добросовестно экранизировал не исторический, а скорее фэнтэзийный роман ярого сторонника российского самодержавия и фантаста  Николая Гоголя, но воспринимается фильм современным молодым зрителем как именно исторический. Подобная аберрация образа запорожского казака иностранными идеологами понятна и обоснованна в контексте польской или русской идеологической парадигмы. Украинская телереклама же давно навязала телезрителем однозначную трактовку колыбели казачества -  легендарной Хортицы как водочного бренда «абсолютной чистоты».

    Безусловно, действенность этих идеологических парадигм априорна и подтверждается фактом  потери украинцами исторической памяти, идеала для подражания и патриотического воспитания. Потеря же идеала оборачивается потерей будущего, общественной стагнацией, идеологическим кризисом. 20 лет украинская государственность строится вслепую, что привело украинское общество к расколу, в основе которого важнейшие мировоззренческие вопросы: «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём? К чему мы стремимся?». При отсутствии государственной идеологической парадигмы в период 90-х годов в украинском обществе возникает огромное количество общественных течений, организаций, партий, генерирующих многовекторные идеологические парадигмы, зачастую дублирующие или, напротив, взаимоисключающие друг друга.

    Как видите, мы пытаемся искать ответы на острые вопросы современности. Приглашаем к разговору.

  3. ЦитатаОтветить
    • majster

    • 19 октября 2011 23:36
    • Группа: Жители
    • Регистрация: 7.11.2010
    • Статус: Пользователь offline
    • 106 комментариев
    • 0 публикаций
    ^

    Olwen,

     

    Ви шукаєте. А що вже знайшли?

     Відсутність державної ідеологічної парадигми зумовлено тим, що влада це теж люди, які пройшли селективний відбір на відданість імперії. Чого від них чекати. Вихід я бачу в тому, щоб навести порядок в своїй голові, а потім передати це дітям.

    У написаному Вами я не бачу канви. Наче реферат про якусь заокеанську країну. Найперше – своє треба захищати без всяких але… Державу, мову, територію, культуру. Захищати без будь  яких двозначностей. З’ясувати стосунки з Росією, маю на увазі в своїй голові. Чому Росія, якої не було, як Ви кажете, має зараз такий вплив на Україну. Чому Ленін у своїх промовах писав, що без «оккупации Украины нам не выжить», або «оккупация Украины буден не просто прогулкой, а придется воевать со всем украинским народом», а він, Ленін, так і стоїть на своєму постаменті? Може так і треба, я не знаю, але все треба назвати своїми іменами. Свідомо, а не шукати нейтралі теми, щоб поговорити. Цим прийдеться займатись все одно, і чим далі ми відтягуємо такі гострі питання, тим довше ми будемо ніким. Влада цим займатись не буде.

  4. ЦитатаОтветить
    • Группа: Жители
    • Регистрация: 29.10.2010
    • Статус: Пользователь offline
    • 240 комментариев
    • 0 публикаций
    ^
    А я не вижу противоречия в том, чтобы наводить порядок в головах и раскрывать забытые или неоднозначные страницы истории УКРАИНЫ. На мой взгляд - это звенья одной цепи, призванные разрушить лед тотального равнодушия и манкуртства.
  5. ЦитатаОтветить
    • majster

    • 20 октября 2011 23:03
    • Группа: Жители
    • Регистрация: 7.11.2010
    • Статус: Пользователь offline
    • 106 комментариев
    • 0 публикаций
    ^

    Цитата: observer
    А я не вижу противоречия в том, чтобы наводить порядок в головах и раскрывать забытые или неоднозначные страницы истории УКРАИНЫ. На мой взгляд - это звенья одной цепи, призванные разрушить лед тотального равнодушия и манкуртства.

    Згоден. Одне другому не заважає, але навіть боротьбу з манкуртсвом ми можемо розуміти діаметрально протилежно. Один вважає що манкурт це той, хто забув своє коріння, а для іншого той, хто забув наше совєтскоє прошлоє. На мою думку,нам би спробувати спочатку визначитись з тим першим пазлом, з якого вже потім вималюється вся картина.

    А сторінки історії просто треба розкривати, тим більше що це цікаво. Кожен може бути першопрохідцем. Не відходячи від комп’ютера і не встаючи з крісла. Хіба про таке можна було уявити. Тільки бажання і цікавість.

  6. ЦитатаОтветить
    • Группа: Жители
    • Регистрация: 29.10.2010
    • Статус: Пользователь offline
    • 240 комментариев
    • 0 публикаций
    ^
    У компьютері, вірніше, в Інтернеті - багато бруду, по-перше. По-друге, іноді важко самому розібратися, де підробка, де правда. Починати треба з дітей. З нового покоління (ми вже декілька втратили...). Але, нажаль, спілкуючись з істориками, розумієш, що багато хто з них або не має бажання вникати і тихо-мирно виконує программу, яка змінюється майже не щорічно, або грається в політику - приєднуючись як не до партій, то до козаків... Між іншим, шановний Майстре, цікаво було б прочитати Ваш коментар до матеріалів по козацтву. Їх у цьому номері чимало. 
  7. ЦитатаОтветить
    • majster

    • 23 октября 2011 00:28
    • Группа: Жители
    • Регистрация: 7.11.2010
    • Статус: Пользователь offline
    • 106 комментариев
    • 0 публикаций
    ^

    Цитата: observer
    У компьютері, вірніше, в Інтернеті - багато бруду, по-перше. По-друге, іноді важко самому розібратися, де підробка, де правда. Починати треба з дітей. З нового покоління (ми вже декілька втратили...). Але, нажаль, спілкуючись з істориками, розумієш, що багато хто з них або не має бажання вникати і тихо-мирно виконує программу, яка змінюється майже не щорічно, або грається в політику - приєднуючись як не до партій, то до козаків... Між іншим, шановний Майстре, цікаво було б прочитати Ваш коментар до матеріалів по козацтву. Їх у цьому номері чимало. 

    В Інтернет стільки ж бруду скільки і в житті, але можливості фантастичні.

    Про нинішніх козаків я мало що знаю, але ставлюсь до них як до московських попів, вважаю загрозою для України.

  8. ЦитатаОтветить
    • Группа: Жители
    • Регистрация: 29.10.2010
    • Статус: Пользователь offline
    • 240 комментариев
    • 0 публикаций
    ^
    Так ось він - парадокс парадоксів. Московські попи завжди були загрозою для України, і навіть ... для Росія. (не доводилось читати священника Якова Кротова?). А козаки - загроза Україні, це вже, як то кажуть "новодєл". Хоча, наприклад, "Спас" - то хоч схожі на запоріжців, хлопців намагаються виховувати, загартовувати. А ось дорослі мужі, які ніби-то бавляться. чипляючи один одному нагороди, то, дійсно, загроза. То вони кримських татар "заспопоюють", а потім кого іншого - на кого пальцем вкажуть! - "заспокоять"...